Хлебные крошки


Поиск по сайту





Развитие навыков ориентировки в пространстве у дошкольников

0 a6d17 3166f673 XL

 

Формирование пространственных представлений является одним из важнейших разделов умственного воспитания детей. Знания о пространстве, пространственная ориентировка развиваются в условиях разнообразных видов деятельности детей: в играх, наблюдениях, трудовом процессе, в рисовании, конструировании.

 

Овладение знаниями о пространстве предполагает: умение выделять и различать пространственные признаки, правильно их называть и использовать словесные обозначения в экспрессивной речи, ориентироваться в пространственных отношениях при выполнении различных операций, связанных с активными действиями.

 

Полноценность овладения знаниями о пространстве, способность к пространственному ориентированию обеспечивается взаимодействием двигательно - кинестетическим, зрительного и слухового анализаторов входе совершения различных видов деятельности ребёнка, направленные на активное познание окружающей действительности.

Развитие пространственной ориентировки и представление о пространстве происходит в тесной связи с формированием ощущения схемы своего тела, с расширением практического опыта детей, с изменением структуры предметно - игрового действия, связанного с дальнейшим совершенствованием двигательных умений. Формирующиеся пространственные представления находят своё отражение и дальнейшее развитие в предметно - игровой, изобразительной, конструктивной и бытовой деятельности детей.

Качественные изменения при формировании пространственного восприятия связаны с развитием речи у детей, с пониманием и активным употреблением ими словесных обозначений пространственных отношений, выраженных предлогами, наречиями.


Как заниматься с ребенком?


Задание № 1

Цель: выявить понимание схемы собственного тела; пространственных отношений в группе реальных предметов, изображенных на картинке и предметно - игровое действие на дифференцировку пространственных отношений.

1. Проверка и уточнение представлений детей о схеме тела. Проба Хэда:

- Подними правую руку.
- Подними левую руку.
- Прикоснись левой рукой к правому уху, дальше аналогично.

2. Усвоение ориентировок слева — справа.
Стихотворение В. Берестова.

«Стоял человек на развилке дорог. Где право, где лево -  понять он не мог. Но вдруг ученик в голове почесал той самой рукой, которой писал, и мячик кидал, и страницы листал, и ложку держал, и пол подметал. «Победа!» - раздался ликующий крик: где право, где лево узнал ученик.

3. Движение по заданной инструкции (усвоение левых и правых частей тела, левой правой стороны).

Мы в строю шагаем браво.
Мы науки познаём.
Знаем лево, знаем право.
И, конечно же, кругом.
Это правая рука.
Ох, наука нелегка!


«Стойкий оловянный солдатик»
На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Ногу левую - к груди,
Да смотри не упади.
А теперь постой на левой,
Если ты солдатик смелый.

4. Уточнение пространственных взаимоотношений.
- стоя в шеренге, назвать стоящего справа, слева;
- по инструкции расположить предметы слева и справа от данного ;
- определить своё место по отношению к соседу, ориентируясь на соответствующую руку соседа ( «Я стою справа от Жени, а Женя - от меня.»);
- стоя попарно лицом друг к другу, определить сначала у себя, затем у товарища, левую руку, правую руку и т. д.

5. Игра «Части тела».
Один из игроков дотрагивается до какой-либо части тела своего соседа, например, до левой руки. Тот говорит: «Это моя левая рука». Начавший игру соглашается или опровергает ответ соседа. Игра продолжается по кругу.

6. «Определи по следу».
На листке в разных направлениях нарисованы отпечатки рук и ног. Нужно определить, от какой руки, ноги (левой или правой) этот отпечаток.

Задание №2

Цель: выявить пространственную ориентировку, связанную с рисованием.

1. «Соколиный глаз» - соревнование для опытных стрелков.
На листе бумаги нарисован лук со стрелами и яблоко. Нужно провести ровную прямую линию от лука до яблока не прерываясь и не отрывая руки от листа.


2. «Стрельба по тарелочкам».
На листе бумаги нарисован лук со стрелами и множество тарелок в разных направлениях. Нужно провести ровные прямые линии от лука до тарелочек не отрывая руки от листа.


3. «Попади карандашом в кружки» (А.Э. Симановский).
На листе изображены ряды кружков диаметром около 3 мм. Кружки располагаются пятью рядами по пять кружков в ряду. Расстояние между кружками во всех направлениях равно 1 см. Ребенок должен, не отрывая предплечья от стола, как можно быстрее и точнее поставить точки во все кружки.
Движение строго определено.
1 вариант: впервой строчке направление движения слева - направо, во второй строчке справа - налево.
2 вариант: в первом столбике направление движения сверху - вниз, во втором столбике снизу - вверх и т.д.

Задание №3

Цель: выявить понимание правого и левого направления в пространстве.

1. «Мышиные бега» (О.И. Крушельнщкая, А.Н. Третьякова)
На листе бумаги контуры мышек, бегущих влево и вправо. Требуется раскрасить их в разные цвета.


2. «Полёт ласточек» (О.И. Крушельнщкая, АН. Третьякова)

Упражнение аналогичное «Мышиным бегам», но усложнено большим количеством и расположением ласточек.


Задание №4

Цель: выявить пространственную ориентировку, связанную с рисованием.

1. «Машина едет по дороге» (А.Л. Ветер).
На листе бумаги нарисована дорога, которая может быть прямой, извилистой, зигзагообразной, с поворотами. У одного конца дороги нарисована машина, у другого - дом. Машина должна проехать по дорожке к дому. Ребенок, не отрывая карандаша от бумаги и стараясь не выйти за пределы дорожки, соединяет линией машину с домом.
Можно придумать множество аналогичных игр. Можно использовать для тренировок и прохождение простейших лабиринтов.


2.«Опытный водитель» (О.И. Крушельнщкая, А.Н. Третьякова)


3. «И снова за руль» (О.И. Крушельнщкая, А.Н. Третьякова) Второе и третье задания аналогичны первому «Машина едет по дороге».


4. Указанным образом разместить на листе бумаги геометрические фигуры, нарисовав их или используя готовые;


5. Нарисовать фигуры по опорным точкам, имея при этом образец рисунка, выполненный по точкам;


6. Без опорных точек воспроизвести направление рисунка, пользуясь образцом. В случае затруднения - дополнительные упражнения, в которых необходимо:
а) различить стороны листа;

б) провести прямые линии от середины листа по различным направлениям;
в) обвести контур рисунка;
г) воспроизвести рисунок большей сложности, чем тот, что предложен в основном задании.


7. Обведение шаблонов, трафаретов, обведение контуров по тонкой линии, по штриховке, по точкам, закрашивание и штрихование по различным линиям.


Задание № 5

Цель: Задание позволяет выявить умение ребёнка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсорной координации и тонкой моторики руки.
1. Методика «Грибок». (О.И. Крушельнщкой, А.Н. Третьяковой) Методика представляет собой задание на дорисовывание картинки, изображающей грибок. Перед ребёнком лежит лист бумаги с недорисованным грибом и карандаш. Педагог просит дорисовать рисунок.


2.Методика "Домик" (Н.И. Гуткиной).
Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из прописных букв. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.
Инструкция испытуемому: "Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе я прошу тебя нарисовать точно такую картинку, которую ты видишь на этом рисунке (перед испытуемым кладут листок с "Домиком") Не торопись, будь внимательным, постарайся, как чтобы твой рисунок был точно такой же, как этот на образце. Если ты что - то не так нарисуешь, то стирать резинкой или пальцем ничего нельзя, а надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе".

Задание № 6

Цель: выявить пространственную ориентировку, связанную с рисованием; умение точно выполнять требование ведущего (взрослого); графические навыки.
1. Графический диктант. (О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова). Задание выполняется на листе в клетку. Ребёнок должен вести линию из точки так, как ему диктует ведущий. Например: 6 клеток вправо, 2клетки вниз и т. д. В заключении дети сравнивают свой рисунок с образцом.

 

2. Графический диктант «Вычерти орнамент» Д.Б. Элъконипа - А.Л. Венгера.
Выполняя первое задание, ребенок на листке в клеточку от поставленных предварительно точек вычерчивает орнамент, следуя указаниям ведущего. Ведущий диктует группе детей, в какую сторону и на сколько клеточек нужно проводить линии, а затем предлагает дорисовывать получившийся под диктовку «узор» до конца страницы. Графический диктант позволяет определить, насколько точно ребенок может выполнять требования взрослого, данные в устной форме, а также возможность самостоятельно выполнять задания зрительного воспринимаемому образцу.


3. Более сложная методика «Образец и правило» предполагает одновременное следование в своей работе образцу (дается задание нарисовать по точкам точно такой же рисунок, как данная геометрическая фигура) и правилу (оговаривается условие: нельзя проводить линию между одинаковыми точками, т.е. соединять кружок с кружком, крестик с крестиком и треугольник с треугольником). Ребенок, стараясь выполнить задание, может рисовать фигуру, похожую на заданную, пренебрегая правилом, и, наоборот, ориентироваться только на правило, соединяя разные точки и не сверяясь с образцом. Таким образом, методика выявляет уровень ориентировки ребенка на сложную систему требований.


Задание № 7

Цель: выявить понимание пространственных отношений «вверх-вниз», «сверху-снизу».
1. Ориентировка на листе бумаги:
Нарисуй в верхнем правом углу листа - солнце, в нижнем левом углу -цветок, в верхнем левом углу листа - тучку (облако), в нижнем правом углу -домик (ёлочку), по середине листа - бабочку (дождик). Положите оранжевый треугольник, положите сверху желтый прямоугольник, а снизу от оранжевого - красный.


2. Ориентировка в пространстве:
Что наверху, что внизу? (анализ башен, построенных из геометрических тел).


3. Упражнения в употреблении предлогов: за, из-за, около, от, перед, в, из.
Вступление: Когда-то находчивый, умный, ловкий, хитрый Кот в сапогах был маленьким шаловливым котенком, который любил играть в прятки.
Ведущий показывает карточки, где нарисовано, куда прячется котенок, и помогает детям вопросами типа: - Куда спрятался котенок? Откуда выскочил.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить