Хлебные крошки


Поиск по сайту





Раннее развитие малыша. С чего начать?

 

Раннее развитие ребенка является неотъемлемой составляющей в процессе его воспитания. Но что же такое «раннее развитие» и почему оно так необходимо малышу?

Раннее развитие, прежде всего, это развитие психических функций, таких как восприятие, внимание, память, мышление (логическое и пространственное), воображение, развивая которые в раннем возрасте мы создаем прочный фундамент для дальнейшего успешного обучения.

Ребенок рождается с огромным потенциалом развития, в период от рождения до трех лет важен не только год, а каждый месяц, неделя, и даже день. Потери в развитии в это время невосполнимы, они не компенсируются в последующие периоды жизни ребенка, а это значит, что возможности к развитию, заложенные природой, остаются нереализованными.

С чего же начать раннее развитие малыша?

В младенческом возрасте ребенок очень хорошо воспринимает информацию, соответственно занятия с малышом стоит начинать с развития восприятия (зрительного, слухового, тактильного). Развитие зрительного восприятия производится за счет показа игрушек, рассматривая картинок и называния их. В данном возрасте у детей отличная зрительная и слуховая память и не думайте, что если вы покажете малышу картинку носорога и назовете ее, это не приведет к нужному результату. Конечно, в 6 месяцев ребенок не в состоянии повторить за вами те или иные слова или показать вам нужные картинки, но когда ему исполнится 1 год 3 месяца ваши занятия начнут приносить свои плоды.

Развитие слухового восприятия осуществляется за счет слушания голоса мамы, папы, различных песенок, потешек, классической музыки, игры на музыкальных инструментах тоже не пройдут даром и разовьют у ребенка отличный слух, чувство ритма и музыкальность.

Тактильное восприятие играет важную роль в развитии малыша. С помощью рук ребенок познает мир, знакомится с различными предметами и их свойствами. Даже предлагая ребенку различные игрушки (пластмассовые, деревянные, мягкие и т.д.) вы расширяете представления ребенка о предметах. Очень полезно играть с крупами (фасоль, горох, пшено), опускать ручки в крупу и искать маленькие предметы. Стоит развивать чувствительность не только ручек, но и ножек, всего тела, делая ребенку массаж спинки, животика, ножек. Разрешайте детям ходить босиком, а дома сделайте дорожку из различных круп и массажных ковриков.

В возрасте от 1 года и до 3 лет идет активное сенсорное развитие ребенка, то есть развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Начинать знакомить ребенка со свойствами предметов следует с величины. Дети знакомятся с большими и маленькими мячами, машинками, куклами. Узнают, что величина бывает не только большая и маленькая, но и поменьше, побольше, разбирая и собирая матрешку, либо пирамидку.

После того, как малыш немного разобрался в величине, можно начать знакомить его с формой. На уровне тактильных ощущений малыш познакомился с ней еще в младенчестве, исследуя круглые погремушки, колечки и т.д. Примерно в 1 год ребёнок исследует мяч и возможные с ним действия: отталкивает от себя, катает по полу, скатывает с горки, бросает в коробку. К этому возрасту формируется умение – ставить кубик на кубик. Так, шутя и играя, малыш познакомился с двумя геометрическими фигурами – круг и квадрат. Далее необходимо научиться дифференцировать их, раскладывать по «домикам» или опускать в прорези соответствующей формы. Для лучшего освоения формы предметов полезно проводить занятия со строительным материалом: учить по-разному прикладывать кирпичики, устанавливать сверху призму, делать устойчивую лесенку из шести кубиков, строить мебель для куклы, комбинировать простые постройки.

Развитие восприятия цвета наиболее сложный этап в процессе сенсорного развития ребенка. Поэтому данный этап следует начинать постепенно, обращая внимание ребенка только на основные цвета (красный, синий, зеленый, желтый). Если вы решили начать изучать с малышом цвета, сделайте тематические цветные недельки. Например, «красная» неделя, в процессе которой вы знакомите малыша только с красным цветом, находя его среди предметов вашего окружения (игрушки, одежда, посуда и т.д.). После того как малыш освоил два цвета следует научить его дифференцировать их, то есть раскладывать предметы данных цветов по «домикам». Так, в процессе игры, малыш научится различать, а в дальнейшем и называть не только основные цвета, но и их оттенки.

Не стоит забывать, что сенсорное развитие на данном возрастном этапе – это главное условиепознавательного развития ребенка, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющемся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира.

Помимо развития восприятия и других психических процессов в данном возрасте очень важным является развитие мелкой моторики пальцев рук. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. Так, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, мышление, связная речь, что оградит его от дополнительных трудностей в период школьного обучения.

Хочется отметить тот момент, что самым лучшим педагогом для ребенка являются его родители. Никто кроме мамы не сможет так легко и интересно рассказать своему малышу о пока еще незнакомом окружающем его мире. Главное, чтобы маме самой было интересно заниматься со своим малышом. Занятия следует проводить в игровой форме, воздействуя на все органы чувств ребенка.  Важно, чтобы развивающая среда включала разнообразные области знаний и постоянно подвергалась изменениям от простого к сложному. Тогда каждый день малыша будет удивительным и неповторимым.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить