Хлебные крошки


Поиск по сайту





Реабилитация детей с нарушениями интеллектуального развития

Реабилитация детей с нарушениями интеллектуального развития

Интеллектуальные нарушения, с одной стороны, являются одной из наиболее частых причин детской инвалидности, с другой – сопутствуют различным отклонениям в состоянии здоровья и развитии детей в домах ребенка. Степень или глубина изменений интеллектуальной сферы во многом определяет направленность реабилитационных мероприятий и их эффективность.

В основе ранней реабилитации детей с различными отклонениями в умственном развитии лежит своевременная и адекватная диагностика интеллектуальных нарушений.

При диагностике отклонений в умственном развитии за основу должны быть взяты нормативы нервно-психического развития здоровых детей. Здесь важно подчеркнуть, что различные отклонения в развитии ребенка сопровождают нарушения в состоянии здоровья и корригируются одновременно с лечением так называемой «психоневрологической недостаточности». Результаты тестирования используются для контроля эффективности лечения и раннего педагогического вмешательства. Они позволяют определить степень сложности индивидуальной программы реабилитации, раскрыть основную причину задержки в развитии ребенка. Сравнение уровня развития инвалида с возрастными стандартами преследует далеко не главную цель. Гораздо важнее показать не степень его отставания от здоровых сверстников, а отметить достигнутые успехи в тот или иной отрезок времени. Основная цель диагностики заключается в том, чтобы определить палитру различных видов деятельности, которыми может заниматься ребенок с теми или иными нарушениями жизнедеятельности и страдающий различными видами социальной недостаточности.

Возрастные нормативы нервно-психического развития могут помочь определить сильные и слабые стороны в развитии ребенка и тем самым определят приоритетные направления в реабилитационной работе. Диагностируя уровень нервно-психического развития ребенка с различными ограничениями жизнедеятельности и социальной недостаточностью, необходимо иметь в виду следующие обстоятельства:

– у всех детей важные жизненные навыки формируются по тождественной схеме и нередко в похожей последовательности, даже если из-за интеллектуальных нарушений некоторые дети овладевают ими очень медленно;

– в результате тестирования выясняется, какие практические умения и в какой последовательности сформировались.

Правильно проведенная диагностика достигнутого уровня позволяет:

• определять успехи в обучении ребенка;

• контролировать правильность выбора приоритетов в индивидуальной программе реабилитации;

• вносить коррекцию в методику занятий с ребенком. Программы ранней реабилитации, используемые за рубежом и в лучших отечественных реабилитационных учреждениях, предполагают, в первую очередь, обучение ребенка жизненно важным навыкам, которые обычно формируются у детей в раннем возрасте.

Ребенок с отклонениями в интеллектуальном развитии обучается очень медленно. Чтобы он в меру своих возможностей развивался и осваивал необходимые навыки, следует иметь реалистичную индивидуальную программу педагогической реабилитации каждого. Приступая к созданию такой программы, надо всесторонне оценить три взаимосвязанных между собой проблемы:

1) конечную цель всей реабилитационной программы, иными словами – перечень навыков и умений, которыми ребенок должен в итоге овладеть;

2) уровень интеллектуального развития малыша и объем его социальной недостаточности;

3) время и средства, имеющиеся для реализации поставленной цели.

При разработке программы реабилитации, определении ее цели и задач нельзя копировать ни один подход к реабилитации. В каждом конкретном случае следует определить потребности ребенка и исходя из этого адаптировать методы реабилитации к его ограничениям и возможностям.

Составляя программу реабилитации детей с отклонениями в интеллектуальном развитии, необходимо иметь в виду, что чем раньше начнется реабилитационный процесс, тем более надежд на достижение социально значимых результатов. Цель реабилитационной программы должна учитывать реальные возможности ребенка. Любые крайности будут разочаровывать работающих с малышом. При этом конечные цели реабилитации могут периодически пересматриваться с учетом достигнутых результатов или изменившихся внешних условий. Определив цель реабилитации, необходимо сформулировать перечень задач, которые будут ориентиром для выбора направлений работы, помогут спланировать основные занятия с ребенком и рационально использовать различные бытовые и режимные ситуации для повторения или закрепления отдельных у него «достижений».

Все взрослые, занимающиеся с малышом, должны благожелательно к нему относиться, пользоваться хорошо продуманной и апробированной классической педагогической системой поощрений и наград.

Раннее педагогическое вмешательство необходимо для детей, отстающих в умственном и физическом развитии, однако оно показано и детям с нормальным интеллектом, но имеющим физические недостатки, которые могут замедлить или затруднить их дальнейшее развитие.

Ребенок продвигается вперед во многих сферах почти одновременно, поэтому ему надо помогать сразу по нескольким «линиям развития», сначала выбрав упражнения, которые помогут ему лучше освоить то, что он уже умеет, затем перейти к следующему этапу реабилитации. Обучение новым навыкам и умениям надо проводить постепенно, маленькими этапами, которые ребенок в состоянии хорошо освоить.

Первое, с чего надо начинать, – это научить ребенка поднимать голову, когда он лежит или сидит на руках. Надо правильно носить ребенка, помогая ему хорошо владеть головой в различных положениях и побуждая его интересоваться окружающей обстановкой. Когда малыш освоит движения головой, его можно учить переворачиваться. Для этого страдающего различными задержками в развитии обучают поднимать плечи и тело. Все это целесообразно осуществлять в процессе примитивных игр, а также во время ухода за ребенком. Малыша побуждают следить за игрушками, тянуться за ними, принимать различные положения и т. д. В случае, когда многочисленные попытки «заставить» ребенка поднимать плечи и затем переворачиваться не приносят желаемого результата, ему осторожно помогают переворачиваться на бок, не оставляя при этом попыток сделать все это с помощью игрушки.

На этом этапе реабилитации, да и при решении других задач, надо неукоснительно следовать «золотому правилу»: помогать ребенку лишь на столько, на сколько это ему необходимо, побуждая его все большее число упражнений выполнять самостоятельно.

Однако эти общие рекомендации не исключают значительного числа самых разных особенностей, учитывающих индивидуальность малыша, его возможности, степень сохранности интеллекта и многое другое. Например, если не удается научить его переворачиваться после долгих специальных занятий, можно достичь хорошего результата, приподняв ножку малыша и помогая ему таким образом освоить этот сложный двигательный акт. Затем должны следовать длительные и упорные тренировки, закрепляющие полученный результат. Если малыш страдает спастическим напряжением мышц, нужно сначала помочь ему расслабиться, например, покачивая его ножки взад и вперед, либо, свернув его «клубочком», медленно раскачивать ноги из стороны в сторону. Таких приемов существует довольно много. Можно попробовать, держа ребенка на коленях, поворачивать туловище в разные стороны. В любом случае «спастика» должна заставить специалиста видоизменить занятия с ребенком, дополнить их массажными процедурами, соответствующими лекарственными средствами и т. п.

Следующим этапом реабилитации детей с отклонениями в интеллектуальном развитии является развитие у них хватательного навыка, умение тянуться к предметам, координировать взаимодействие двигательного и зрительного анализаторов.

Обучая ребенка различным навыкам, необходимо иметь в виду как минимум два обстоятельства. Во-первых, у детей с трудностями в обучении можно сформировать большинство из тех навыков и умений, которыми владеют здоровые дети, если вовремя приступить к регулярным и хорошо продуманным занятиям. Во-вторых, развитие функциональных различных систем мозга происходит гетерохронно. Они последовательно проходят стадии созревания, и поэтому в каждый конкретный момент онтогенетического развития зрелость мозга мозаична: различные функционально-структурные звенья этих систем находятся на разных стадиях развития. Эти два обстоятельства необходимо учитывать при осуществлении самых различных реабилитационных мероприятий.

К важнейшим этапам ранней педагогической помощи детям, имеющим отклонения в интеллектуальном развитии, относятся занятия по развитию навыков владения телом, координации движения, чувства равновесия и умения сидеть. Основные принципы осуществления этих занятий заключаются в следующем:

1) прежде чем ребенок начнет подниматься, его необходимо научить держать головку, поднимать и поворачивать ее;

2) малыш будет хорошо сидеть тогда, когда научится удерживать корпус в вертикальном положении, опираясь руками и балансируя, чтобы не упасть;

3) следует учить ребенка удерживать равновесие;

4) каждый раз, когда малышу удается выполнить какое-либо упражнение, его следует похвалить и приласкать;

5) постепенно надо сокращать объем помощи ребенку в овладении тем или иным навыком, добиваясь, чтобы он все делал самостоятельно;

6) отрабатывая с ребенком тот или иной навык, следует широко использовать современные реабилитационные пособия и тренажеры;

7) постоянно вырабатывать у ребенка чувство опасности и осторожности;

8) навыки владения телом лучше всего отрабатывать, когда взрослый держит ребенка на животе или на коленях.

Перечень упражнений по развитию навыков владения телом, координации движений, чувства равновесия и умения сидеть достаточно широк; они могут быть индивидуализированы и построены в виде интересных игр.

Следующим этапом реабилитации является обучение детей умению ползать. Многие начинают самостоятельно передвигаться, сначала ползая на животе, а только после этого встают на четвереньки или перемещаются сидя на ягодицах. Однако часть детей как бы перескакивает через этап двигательного развития. Они не ползают, а после того как овладевают умением хорошо сидеть, начинают вставать и ходить. Последовательность освоения этих навыков зависит от целого ряда причин, однако основную роль здесь играют подготовительная работа с ребенком и особенности условий его воспитания в доме ребенка.

Ползать на животе обычно учат следующими способами: перед ребенком кладут игрушку, побуждают его дотянуться и достать ее руками. Если малыш не в состоянии подтянуть вперед ногу, чтобы ползти, ему помогают, приподнимая ее. Ребенку, страдающему детским церебральным параличом, напротив, не всегда целесообразно подставлять опору для стоп, так как этот прием может вызвать нежелательное напряжение мышц и рефлекторное выпрямление ног.

В случае, когда обучение ползанию дается с трудом, рекомендуется предварительная подготовка ребенка к этому двигательному навыку, для чего малыша «катают» на колене, обучая его перемещать тело из одной стороны в другую. Это должно происходить «незаметно» для ребенка. Такого рода упражнения можно разнообразить: положив ребенка на большой мяч или валик, раскачивать его тело вперед и назад, заставляя держать руки вытянутыми вниз и выпрямленными в локтевых суставах. Аналогичное упражнение можно проводить, уложив ребенка на вытянутую ногу сидящего на полу взрослого и побуждая его ползти вперед, поочередно отрывая от пола то одну руку, то другую.

Малыш может осваивать приемы ползания, если кто-либо из взрослых держит его с помощью полотенца, обернутого вокруг тела. Таким образом ему дают возможность реально почувствовать, как взрослый перемещает центр тяжести его тела с одной руки и ноги, касающихся пола, на другую сторону тела. Ребенка можно подвесить над полом таким образом, чтобы он опирался на ноги, а передвигался с помощью рук. Здесь необходимы и новые игрушки, и интересные игры, побуждающие его делать то или иное упражнение.

Научить ребенка ходить можно лишь в том случае, если он научится удерживать равновесие и хорошо чувствовать центр тяжести своего тела. Подготовка к самостоятельной ходьбе должна осуществляться на всех этапах двигательного развития ребенка. Существует много приемов, облегчающих обучение инвалида стоять, ходить, координировать движения и сохранять равновесие.

Для укрепления ног «заставляют» малыша шагать на месте, поддерживая его за туловище. Однако это, да и некоторые другие упражнения у детей, страдающих спастическими параличами, могут спровоцировать излишнее напряжение мышц и последующую тугоподвижность суставов. Ребенка ставят на ноги и осторожно раскачивают из стороны в сторону, давая ему почувствовать, как при этом перемещается центр тяжести тела. Малыша, страдающего детским церебральным параличом, поддерживают при стоянии за плечи и одновременно ногой. Ребенок может самостоятельно тренироваться вставать, если ему дать возможность держаться за толстую веревку, лестницу, поручни и т. п. Когда он научится стоять, можно подстраховывать его от падения, обвязав полотенцем вокруг груди. Однако в этом случае нельзя давать ему возможность висеть на такой поддержке. Для развития чувства равновесия и улучшения координации движений нужно играть с ребенком, поддерживая его сзади руками. Осторожно взяв под мышки, можно раскачивать его из стороны в сторону, наклоняя вперед и назад. Как только он научится сохранять равновесие самостоятельно, нужно переходить к незаметной страховке падений, давая малышу возможность свободно стоять, раскачиваться на месте или передвигаться, опираясь на какие-либо предметы.

Равновесие и координация движений улучшаются после занятий на различных тренажерных устройствах. С этой целью можно соорудить специальные качели, ручные тележки и т. п.

Раннее педагогическое вмешательство должно происходить в виде различных игр. Современные психологические исследования показывают, что умственные способности начинают складываться очень рано, и формируются они не сами собой, а под влиянием окружающей обстановки, по мере расширения деятельности ребенка. При осуществлении простейших манипуляций и обучении элементарным навыкам самообслуживания малыш получает множество новых впечатлений, он практически знакомится со свойствами предметов – их формой, величиной, цветом, массой, твердостью. Ребенок лучше всего занимается с взрослым, если воспринимает обучение как забаву или игру. Чтобы игры носили развивающий характер и не утомляли ребенка, необходимо руководствоваться следующими принципами:

1. Нельзя заниматься подолгу одними и теми же играми или упражнениями.

2. Необходимо стремиться разнообразить занятия с малышом интересными приемами, новыми игрушками и т. п.

3. Игра, с одной стороны, должна быть достаточно трудной, чтобы малышу было интересно, а с другой – достаточно легкой, чтобы он видел результаты своей деятельности.

4. Не все игры надо планировать заранее, детей часто увлекает экспромт, различные приключения, неожиданность и т. п.

5. Игры почти всегда важнее игрушек, так как в качестве последних можно использовать почти любые предметы.

6. Игрушки и пособия для игр можно делать вместе с детьми, посвящая их в «таинства» превращения одних предметов в другие.

7. Для стимулирования наблюдательности, расширения круга представлений ребенка нужно широко использовать прогулки.

В процессе педагогической реабилитации ребенка с отклонениями в интеллектуальном развитии необходимо развивать у него любознательность, интерес к окружающему миру, одновременно обучая его действовать с предметами, играть, рисовать и конструировать.

Малыша надо научить заранее обдумывать свои действия, применять приобретенные знания и навыки в различных ситуациях.

Успех реабилитации во многом зависит от постоянного и пристального внимания специалистов, от глубины постижения нужд и интересов ребенка, изучения особенностей его развития. При этом реабилитационная помощь не должна никогда прерываться, ибо ее эффект может наступить «незаметно», а иногда и неожиданно.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить