Хлебные крошки


Поиск по сайту





Реабилитация детей с синдромом дауна

Реабилитация детей с синдромом дауна

Синдром Дауна – самая распространенная генетическая аномалия. По статистике, один младенец из 700 появляется на свет с признаками этого страдания. Частота появления детей с синдромом Дауна практически одинакова в разных странах, климатических зонах, социальных слоях. Она не зависит ни от образа жизни родителей, ни от цвета их кожи и национальности.

Дети с синдромом Дауна помимо характерных внешних отличительных признаков страдают разными заболеваниями и патологическими состояниями. Чаще всего синдром Дауна сочетается с известным синдромом Альцгеймера, острым миелолейкозом, врожденными пороками сердца, стенозом или артрезией двенадцатиперстной кишки, различными иммунодефицитными состояниями и др. 15 % детей имеют офтальмологическую патологию, 40 – нарушения слуха, 30 – сочетанные дефекты основных сенсорных систем.

В последние годы реабилитация страдающих этой болезнью стала более результативной. На смену отдельным, часто только медицинским мероприятиям пришла комплексная система восстановительного лечения и ранней педагогической помощи таким детям.

Болезнь Дауна выявляется очень рано, поэтому с первых дней жизни такого ребенка необходимо окружить вниманием и заботой. Выхаживание его включает три основных раздела:

1. Развитие умственных и физических способностей ребенка.

2. Профилактика и коррекция различных отклонений в состоянии здоровья.

3. Предупреждение инфекционных заболеваний.

В первые месяцы жизни малыш должен получать достаточное число стимулов для развития движений, обогащения впечатлений и ощущений. Его надо чаще брать на руки, петь ему песенки, давать яркие и красивые игрушки.

Основной проблемой детей с таким недугом является необходимость длительного обучения:

– они с большим опозданием начинают удерживать головку и передвигаться;

– по сравнению с другими детьми им требуется больше времени, чтобы научиться улыбаться и говорить;

– они медленнее осваивают навыки самообслуживания;

– им нужно больше времени, чтобы научиться самостоятельно есть;

– их приходится учить опрятности и пользованию туалетом в более старшем возрасте, чем других детей. Специально для больных с синдромом Дауна разработаны комплексы занятий гимнастикой. Вот один из наиболее

популярных и простых комплексов упражнений, которые надо проводить с самого раннего возраста ребенка:

1. Малыша надо больше держать на руках, по нескольку раз в день растирать его тело, гладить его, похлопывать, переворачивать.

2. Периодически раздетого ребенка кладут на шероховатое одеяло или хрустящую бумагу, чтобы он получал достаточное число тактильных и звуковых стимулов.

3. Оставляя ребенка в кроватке или манеже, надо придвигать его согнутые в коленях ножки к стенке, таким образом у него будет возможность отталкиваться от нее ногами.

4. Ребенка надо по нескольку раз в день укладывать на живот, удерживая перед его глазами какой-нибудь яркий предмет или игрушку. Такое упражнение будет полезной тренировкой для мышц шеи, поможет научиться самостоятельно поднимать и удерживать головку.

5. Ребенка следует поощрять потягиваться, выбигать спину, сгибать и разгибать ноги. Эти упражнения целесообразно проводить под музыку.

6. Малыша надо чаще раскачивать, кружить, осторожно подкидывать.

7. Если к определенному возрасту он не начал ползать и не делает для этого никаких попыток, следует имитировать ползание в ванночке; для этой цели ребенка помещают в ванну, подложив ему под грудь и живот свернутое валиком одеяло, полотенце или мягкий резиновый коврик; лежа на валике, он сможет свободно болтать в воде руками и ногами.

8. Игры и занятия с детьми надо чаще проводить, сидя на полу, тогда и взрослый, и ребенок будут общаться на одном уровне; он сможет опираться о ноги взрослого, залезать ему на живот, садиться верхом и т. п.

Приведенный комплекс является своеобразным ориентиром в реабилитационной работе с детьми. Он может дополняться различными упражнениями и приемами. По мере развития ребенка занятия с ним должны усложняться и в них необходимо включать курсы профессионального массажа, специальной гимнастики и корригирующих мероприятий. Например, если у ребенка большой палец ноги отведен кнаружи, ему следует подобрать специальную (мягкую) обувь, исключающую травматизацию или вывих этого пальца. В дальнейшем необходимо специальное ортопедическое исправление этого дефекта либо хирургическое лечение. Плоскостопие надо уже в раннем возрасте нивелировать ортопедическими стельками и специальной обувью.

Дети с синдромом Дауна нуждаются в ранней педагогической помощи. В последние году наиболее популярной стала программа Маккуэри, разработанная в Центре специального образования Университета Маккуэри (Сидней). Основные особенности ее заключаются в следующем:

1. Развитие и обучение больных детей основным навыкам и умениям осуществляется в том порядке, в котором они формируются у здоровых детей.

2. Овладение определенными навыками и умениями является как бы результатом восхождения по маленькой лестнице, где выделены маленькие ступеньки, передвижение по которым доставляет радость и ребенку, и взрослому.

3. Индивидуальные программы обучения ориентированы на уровень развития каждого ребенка и его возможности.

4. Методы обучения детей легко осваиваются и не требуют специальной техники.

5. В процессе обучения ребенок осваивает самые разные навыки, которые затем позволяют ему самостоятельно передвигаться и обслуживать себя, играть и общаться с окружающими.

6. В роли основных учителей выступают педагоги и медицинские сестры дома ребенка.

Выбирая стратегию и тактику обучения детей с синдромом Дауна, следует учесть, что они успешнее всего обучаются, если удается использовать все их сенсорные системы. К сожалению, нет особых методик, которые гарантированно подходили бы абсолютно для всех больных синдромом Дауна, поскольку каждый малыш является уникальным и требует индивидуализированного подхода к обучению.

В неонатальном периоде развития ребенка с болезнью Дауна особое внимание следует обращать на:

– верификацию диагноза;

– раннюю диагностику возможной непроходимости кишечника;

– профилактику инфекционных заболеваний;

– раннюю диагностику заболеваний сердечно-сосудистой системы, катаракты, отита, ортопедической патологии, отклонений в развитии, снижения остроты слуха и др.

– обсуждение программы ранней педагогической помощи ребенку и помощь в ее организации.

На первом году жизни ребенка осуществляются такие мероприятия:

– профилактика различных инфекционных мероприятий;

– предупреждение запоров и непроходимости кишечника;

– неврологическое обследование и последующее лечение;

– наблюдение педиатра, ортопеда, отоларинголога, офтальмолога, кардиолога и эндокринолога, невропатолога;

– занятия по программе «ранней педагогической помощи»;

– проведение 3–4 курсов лечебной гимнастики и оздоровительного массажа.

Детям в возрасте старше 1 года медико-социальная помощь осуществляется по нескольким направлениям:

– диагностика уровня развития ребенка (2–4 раза в год);

– оценка эффективности занятий с ребенком по программе «ранней педагогической помощи» (6–8 раз в год);

– наблюдение педиатра, отоларинголога, офтальмолога, эндокринолога, невропатолога и стоматолога (не реже 1 раза в год);

– профилактика апноэ;

– предупреждение сильного храпа;

– проведение специального рентгенологического исследования шейных позвонков в 3 года;

– подготовка к переходу в другие интернатные учреждения;

– проведение оздоровительного массажа (3–4 курса в год) и занятий лечебной физкультурой (не меньше 10 курсов в год);

– логопедические занятия;

– профилактика и коррекция возможных отставаний в развитии и отклонений в поведении ребенка;

– общеукрепляющее лечение.

У детей, родившихся с синдромом Дауна, на первый план выступает интеллектуальная недостаточность. Она может проявляться в различной степени: некоторые так и не начинают говорить, но большая часть может научиться читать и писать. Практически все они дружелюбны, ласковы, хорошо ведут себя с близкими. Однако при оптимальном уходе и ранней педагогической помощи даже выраженная форма умственной отсталости не препятствует освоению основных навыков самообслуживания, общения и т. п. Такие дети могут довольно комфортно ощущать себя в обществе и не приносят особых тягостей окружающим их людям. Здесь следует подчеркнуть, что некоторые виды деятельности, например монотонную и однообразную работу, они могут выполнять даже лучше других детей.

Характерной особенностью ребенка, страдающего болезнью Дауна, является замедленное развитие. Чтобы правильно оценить эффект реабилитационных мероприятий и ранней педагогической помощи ему, надо довольно часто контролировать уровень его развития. Особенно важно это осуществлять в раннем возрасте. Ориентирами развития служат такие сроки:

– ребенок садится и ложится без посторонней помощи в 6-30 месяцев, а не в 5–9 месяцев, как это делают здоровые дети;

– самостоятельно ходит в 1–4 года, а не в 9-19 месяцев, как его здоровые сверстники;

– начинает произносить отдельные слова в 1–3 года, а не в 10–23 месяца, как обычные дети;

– просится в туалет с 2–7 лет, а не в 1,5–3 года, как остальные дети.

Последовательность формирования базовых двигательных навыков у детей с синдромом Дауна иная, чем у здоровых детей. Ребенок осваивает основные двигательные навыки в следующем порядке:

• поднимает ноги в положении лежа на спине;

• поднимает руки в положении лежа на спине;

• поднимает голову в положении лежа на спине;

• опирается на локти в положении лежа на животе;

• переворачивается с живота на спину;

• переворачивается со спины на живот;

• садится (переходит из положения лежа на животе в положение сидя);

• сидит;

• ползает;

• встает к опоре;

• стоит у опоры;

• ходит вдоль опоры;

• встает без опоры;

• самостоятельно ходит.

Чтобы помочь больному, необходимо терпение и строгая последовательность в обучении и воспитании, ведь он, как никто другой, нуждается в теплоте, искренней заботе и внимании. Таких детей надо постоянно хвалить и награждать даже за небольшие успехи в освоении тех или иных навыков обучения.

В реабилитации их есть несколько ключевых моментов, о которых необходимо постоянно помнить. Характерной особенностью такого ребенка является постоянно открытый рот. Чтобы скорригировать этот недостаток, нужны специальные тренировки, но прежде всего следует убедиться в отсутствии у него объективных причин держать рот открытым (аденоиды, искривление носовой перегородки, ринит и др.). Основные мероприятия, позволяющие устранить привычку жить с открытым ртом, сводятся к следующему:

– нельзя играть с ребенком, заниматься с ним, если у него обнаруживается ринит;

– взрослые должны сами закрывать ребенку рот;

– перед зеркалом надо тренировать ребенка сидеть с открытым, а затем с закрытым ртом;

– следует постоянно хвалить и поощрять ребенка, который держит рот закрытым; вначале для этого можно даже пользоваться секундомером, затем часами;

– надо часто массировать пальцем губы и околоротовую область;

– хороший эффект дают такие упражнения: взрослый мягко сводит губы ребенка пальцами и некоторое время удерживает их;

– при помощи электрического массажера мягкой губкой массируется околоротовая область; такую процедуру можно осуществить, прикрепив к электрической зубной щетке перышко или кусочек пергамента.

Специальные упражнения проводятся для того, чтобы ускорить развитие речи. Начинают обычно с тренировки языка:

– перед зеркалом медицинская сестра несколько раз осторожно вытаскивает язык малыша, затем убирает его в рот. Это упражнение многократно повторяется и в конце каждого упражнения рот ребенка обязательно закрывается;

– ребенок, открыв рот, должен дотянуться кончиком языка до верхних зубов (малышу надо показать, как это упражнение делает кто-либо из обслуживающего персонала);

– заставляйте малыша двигать языком справа налево, дотрагиваясь им до уголка рта, затем, наоборот, слева направо; эти движения языком он делает сначала медленно, затем быстрее и быстрее;

– педагог вместе с ребенком произносит звук т-т-т.

Эта тренировка может быть индивидуализирована и дополнена логопедом, постоянно работающим в доме ребенка с больными малышами.

При подготовке ребенка к речевому общению особое внимание надо обращать на развитие правильных навыков кормления и приема пищи. Их довольно много, но некоторые следует выделить:

– не рекомендуется давать детям слишком жидкую пищу, предпочтительно кормить ребенка едой, приготовленной в виде густой пасты;

– пищу надо класть не в угол рта, а помещать ее на середину языка, побуждая, таким образом, малыша двигать языком и облегчая акт проглатывания;

– ребенок должен чувствовать свой рот, поэтому, помимо массажа губ, надо чаще дотрагиваться до них ложкой, давать ребенку твердые кусочки яблок, моркови, полоски мяса и т. п.;

– если малыш выплевывает пищу, необходимо просто замедлить темп кормления, но обязательно его продолжить (в этом случае следует воспользоваться специальным фартуком с карманом для падающей изо рта пищи);

– при кормлении ребенка нельзя торопиться, еду надо давать маленькими порциями;

– не рекомендуется поить детей из чашки с носиком – так закрепляется навык пассивного питья; лучше всего пользоваться обычной чашкой или поить детей из чашки с соломинкой.

Чтобы преодолеть трудности при овладении речью, надо вовремя приступить к осуществлению программы ранней педагогической помощи. Однако некоторые моменты здесь тоже следует отметить. Большая часть воспитанников домов ребенка, страдающих болезнью Дауна, отличаются замедленным развитием. Прежде чем малыш ответит на обращение взрослого, может пройти довольно много времени. Надо выждать этот срок и не торопить ребенка, иначе можно сбить его, а в дальнейшем «приучить» пропускать обращенную к нему речь. С ним следует говорить о его проблемах, о том, что его окружает; он должен получать удовольствие от общения с персоналом дома ребенка.

Подготавливая ребенка к речевому общению, надо побуждать его не только слушать взрослого, но и пытаться воспроизводить звуки, «играть в лепет» и т. п. Важно развивать и речевые мышцы. С этой целью малышу разрешают сосать соску, жевать специальные кольца и т. д.

Говоря о принципах реабилитации больных с синдромом Дауна в доме ребенка, необходимо стремиться к поиску путей и форм реабилитации детей с недостатками в развитии. Терпение и настойчивость, подкрепленные любовью, могут в значительной степени сгладить последствия того или иного заболевания, если реабилитация начата вовремя и проводится на основе современных научных технологий.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить