Хлебные крошки


Поиск по сайту





Основы кондуктивной педагогики и терапии

3. Основы кондуктивной педагогики и терапии

В основе всей современной реабилитации лежат принципы и идеи, разработанные в конце 40-х годов XX в. венгерским врачом и педагогом А. Пето. К сожалению, в нашей стране в силу объективных и субъективных причин кондуктивная педагогика еще не заняла полагающегося ей места в системе деятельности домов ребенка. Между тем принципы ее едины и всеобъемлющи для реабилитации аномальных детей, вне зависимости от нозологических форм и тяжести заболевания.

Прежде всего о самом термине. В переводе с английского «кондуктор» означает «проводник, инструктор». Именно в этом смысле А. Пето и употребил это понятие, поскольку в системе «общество-кондуктор-больной ребенок» кондуктор является, с одной стороны, проводником нужд, чаяний, умений ребенка-инвалида и стремлений в большой мир, с другой – адаптером многообразного социума и его требований к возможностям аномального ребенка. Поэтому достижение главного – одновременного стимулирования двигательной и интеллектуальной активности ребенка – оказывается возможным в рамках уникального кондуктивного процесса.

 

Нарушения речи

Нарушения речи

Нарушения речи составляют большую группу нервно-психических расстройств, в основе которых лежит изменение нормального темпа, ритма и коммуникативной функции речи, нарушение звукопроизношения, а также недоразвитие и задержка развития речи.

Многообразные расстройства речи воспитанников домов ребенка бывают врожденными и приобретенными.

Врожденные часто обусловливаются глухотой или тугоухостью, парезом или параличом мышц, принимающих участие в голосообразовании. Они могут являться следствием различных поражений определенных участков головного мозга, умственной отсталости, невротических состояний и врожденных психических заболеваний. Невнятная, неразборчивая речь нередко бывает результатом заболеваний или врожденных дефектов языка, мягкого неба, челюстей, гортани.

 

Оборудование, необходимое для медико-социальной реабилитации детей с двигательными нарушениями и умственной отсталостью

Оборудование, необходимое для медико-социальной реабилитации детей с двигательными нарушениями и умственной отсталостью

Оборудование для реабилитации детей с двигательными нарушениями

1. «Притч» (деревянный топчан, лежак которого выполнен из вагонки шириной 5 см и прибитой на расстоянии 5 см друг от друга).

2. Специальной конструкции стулья с высокой спинкой и опорой.

3. Шведская стенка.

4. Фанерные ящики размером 500 500 мм, высотой 50, 100, 150 и 200 мм.

5. Скамейка для вестибулярной тренировки.

6. Комплекс мягких игровых блоков для формирования у больных с органическим поражением ЦНС туловищных выпрямительных реакций, цепных шейных и туловищных рефлексов, реципрокных движений при ползании, выноса бедра тыльной флексии.

 

Клинико-иммунологическая характеристика часто болеющих детей

Часто болеющие дети являются наиболее многочисленной группой, подлежащей наблюдению у педиатра дома ребенка. Число их колеблется в детской популяции, составляя от 15 до 75 % в зависимости от возраста и условий воспитания. Часто болеющим принято считать ребенка, если он переносит в течение года 4 и более острых заболеваний. В том случае, если наблюдение за ребенком продолжается меньше года, его резистентность можно определить по индексу частоты респираторных инфекций (индексу резистентности). Данный индекс рассчитывается по формуле:


1. Клинико-иммунологическая характеристика часто болеющих детей

Резистентность ребенка по данному индексу и частоте заболеваний оценивается следующим образом:

 

Немедикаментозные и медикаментозные методы иммунореабилитации часто болеющих детей

3. Немедикаментозные и медикаментозные методы иммунореабилитации часто болеющих детей

В условиях дома ребенка иммунореабилитацию часто болеющих детей следует проводить в два этапа:

Первый этап иммунореабилитации включает использование препаратов и немедикаментозных средств, обладающих неспецифическими иммуномодулирующими и иммуностимулирующими свойствами:

• галотерапия;

• аэрофитотерапия (ароматерапия);

• фитореабилитация (осуществляется комплексно с использованием различных способов введения лекарственных растений);

• витамины (А, Е, С), поливитаминные препараты, антиоксиданты;

• препараты-метаболиты (липоевая кислота, пантотенат кальция, рибофлавин, глицин, панангин и др.);

 

Основные принципы реабилитационной работы с часто болеющими детьми

Основные принципы реабилитационной работы с часто болеющими детьми

Выраженность нарушений в раннем онтогенезе, незрелый тип иммунологического реагирования, а также полисистемный характер отклонений в состоянии здоровья позволяют рассматривать синдром частой заболеваемости как своеобразную «болезнь нарушенного развития».

В этой связи реабилитация часто болеющих детей в доме ребенка должна быть комплексной и направленной не только на коррекцию нарушений в иммунной системе, но прежде всего на устранение управляемых факторов риска и создание оптимальных условий для развития и созревания основных функциональных систем организма.

К числу последних относятся:

• щадящий режим дня;

• рациональное сбалансированное питание;

• дозированные физические нагрузки;

• индивидуальный подход к закаливающим процедурам, проведению профилактических прививок;

• посещение бассейна, сауны;

• массаж, лечебная физкультура;

• мероприятия, облегчающие адаптацию к условиям дома ребенка;

• коррекция сопутствующих отклонений в состоянии здоровья;

• психолого-педагогические воздействия.