Хлебные крошки


Поиск по сайту





Факторы риска формирования психических расстройств у детей раннего возраста

Факторы риска формирования психических расстройств у детей раннего возраста

Такими факторами риска являются:

1) психические заболевания у одного или обоих родителей;

2) патологии беременности, в том числе токсикозы беременности, нефропатия, эклампсия, угроза выкидыша, внутриутробная гипотрофия, переношенная беременность и др.;

3) инфекционные заболевания в период беременности; лекарственные интоксикации, в том числе вследствие употребления психотропных препаратов;

4) употребление алкоголя и наркотиков, табакокурение в период беременности;

5) материнские стрессы различного генеза в период беременности;

6) патологии родов, в том числе кесарево сечение, затяжные или стремительные роды, использование ручного пособия, щипцов, вакуум-экстрактора;

 

Синдром внезапной смерти младенцев

ГЛАВА 5. Синдром внезапной смерти младенцев

Согласно определению, принятому на II Международной конференции, посвященной проблемам детской смертности, под синдромом внезапной смерти младенцев или синдромом внезапном младенческой смерти (СВМС) понимают неожиданную, ненасильственную смерть ребенка грудного возраста, при которой отсутствуют адекватные для объяснения причин смерти клинические и патолого-анатомические признаки заболевания.

Первые эпидемиологические исследования распространенности СВМС относятся к 60-м годам XX в. Однако только в 80-х были разработаны и приняты в большинстве стран критерии определения синдрома и протокол патолого-анатомического исследования случаев скоропостижной смерти детей раннего возраста. В конце 80-х в большинстве развитых стран от СВМС умирал 1 ребенок из 500 детей первого года жизни. После внедрения национальных программ профилактики СВМС смертность от этого синдрома существенно снизилась: в настоящее время – 1 ребенок на 1300 детей.

 

Меры профилактики психических нарушений и основные направления их лечения

Изложенные материалы показывают, насколько важно принятие своевременных мер по предупреждению развития психических расстройств именно в раннем детстве. Для дома ребенка они важны особенно, поскольку дети здесь лишены главного фактора, который способствует нормальному развитию и психическому здоровью, – отношений в системе мать – дитя. Другими словами, в домах ребенка дети постоянно находятся в состоянии эмоциональной депривации.

Меры первичной профилактики психических расстройств:

• обеспечение ребенку максимально возможного эмоционального комфорта;

• безусловное принятие ребенка как личности;

• всестороннее развитие коммуникативной сферы, стимуляция формирования межличностного общения;

• обеспечение условий для всестороннего развития ребенка (достаточное количество игрового материала, наличие необходимых пособий, создание обучающей среды и т. п.);

 

Общеврачебный уровень оказания помощи при угрожающих состояниях

1. Общеврачебный уровень оказания помощи при угрожающих состояниях

Общие принципы сердечно-легочной реанимации

Фазы терминального состояния: предагония, агональное состояние, клиническая смерть. Основные признаки клинической смерти: потеря сознания, апноэ, отсутствие пульса на крупных артериях (сонной), цианоз или бледность кожных покровов, широкие зрачки, отсутствие реакции зрачков на свет.

П. Сафар выделяет три фазы (ступени) сердечно-легочной реанимации:

I. Основные мероприятия по поддержанию жизни.

II. Дальнейшие мероприятия по поддержанию жизни. III.Мероприятия по длительному поддержанию жизни.

На общеврачебном уровне проводятся мероприятия I фазы по поддержанию жизни. Последовательность трех важнейших приемов сердечно-легочной реанимации сформулированы в виде «правил АВС».

 

Острая сердечно-сосудистая недостаточность

Обморок

Основные клинические проявления: кратковременное нарушение сознания, возникающее в результате преходящей ишемии мозга. Характерно нарушение сознания, атония, расширение зрачков, отведение глазных яблок кверху, низкое артериальное давление, нитевидный пульс. Обмороку часто предшествует общая слабость, потемнение в глазах, шум в ушах, холодный пот, неприятные ощущения в эпигастральной области.

• Обеспечить свободное дыхание и приток свежего воздуха;

• возвышенное положение ног;

• обрызгать лицо холодной водой и/или похлопать по щекам полотенцем, смоченным холодной водой;

• дать вдохнуть пары нашатырного спирта;

• растереть тело, обложить грелками;

 

Острая дыхательная недостаточность

Острая дыхательная недостаточность

Инородное тело верхних дыхательных путей

Основные клинические проявления: клиническая картина зависит от уровня обструкции. Чем ближе к гортани, тем вероятнее развитие асфиксии и терминального состояния. Общее беспокойство, кашель, приступ удушья, афония, резкий цианоз, инспираторная одышка. При неоказании своевременной помощи – отек легких.

Если ребенок в сознании – необходимо не сдерживать кашель. Активное вмешательство предпринимают при ослаблении кашля, усилении стридора, при потере сознания:

• осмотр ротовой полости и входа в гортань (лучше с помощью прямой ларингоскопии);

• попытки удалить инородное тело:

– ребенок в возрасте до 1 года – укладывают животом вниз, лицом на предплечье врача. Указательным и средним пальцем фиксируют голову и шею. Предплечье опускают вниз на 60°. Ребром ладони другой руки наносят 4 коротких удара между лопатками ребенка;

– ребенок старше 1 года (первых лет жизни) – выполнить прием Геймлиха 5 раз (ребенка сажают на колени спиной к врачу, кисти рук врача перекрещиваются на его животе между талией и грудной клеткой, производят резкий толчок под углом 45° в сторону диафрагмы);