Хлебные крошки


Поиск по сайту




Калинина 60 автотрейд Автозапчасти | Iphone 7 red купить в москве также читайте. | Покупка вечных ссылок украина подробности здесь.

Основы кондуктивной педагогики и терапии

В основе всей современной реабилитации лежат принципы и идеи, разработанные в конце 40-х годов XX в. венгерским врачом и педагогом А. Пето. К сожалению, в нашей стране в силу объективных и субъективных причин кондуктивная педагогика еще не заняла полагающегося ей места в системе деятельности домов ребенка. Между тем принципы ее едины и всеобъемлющи для реабилитации аномальных детей, вне зависимости от нозологических форм и тяжести заболевания.

Прежде всего о самом термине. В переводе с английского «кондуктор» означает «проводник, инструктор». Именно в этом смысле А. Пето и употребил это понятие, поскольку в системе «общество-кондуктор-больной ребенок» кондуктор является, с одной стороны, проводником нужд, чаяний, умений ребенка-инвалида и стремлений в большой мир, с другой – адаптером многообразного социума и его требований к возможностям аномального ребенка. Поэтому достижение главного – одновременного стимулирования двигательной и интеллектуальной активности ребенка – оказывается возможным в рамках уникального кондуктивного процесса.

Принципы и методические приемы кондуктивной педагогики довольно просты.

Первым из них упомянем принцип нормы. В кондуктивной педагогике не существует самого понятия «больной ребенок» – есть те или иные варианты нормы, более или менее отдаленные от медианы. При этом сказанное – вовсе не декларативное утверждение, а носит сугубо практический смысл. Если в отечественной неврологии, скажем, аксиомой является возврат правильного органического строения кисти

(например, при выраженных контрактурах), а затем уже построение функционального совершенствования, то в кондуктивной педагогике смысл состоит в том, что и аномальная морфологически конечность должна нормально функционировать и выполнять те же движения, проявлять ту же манипулятивную активность, что и нормальная кисть. Иначе говоря, локомоторные способности кисти вовсе не определяют ее функциональные возможности.

Сказанное определяет естественность второго принципа кондуктивной педагогики – принципа абилитации. Если реабилитация по определению есть восстановление утраченных функций, то процесс абилитации значительно сложнее. Только опираясь на сохранные функции или на их остаточные проявления, можно попытаться восстановить, казалось бы, навсегда утраченное.

Именно эти положения легли в основу третьего и наиболее фундаментального принципа кондуктивной педагогики – принципа мотивации.

Мотивация, в отличие от многих других признаков личностного развития, вероятно, не является генетически детерминированной, что полностью определяет ее развитие факторами внешней среды – паратипическими влияниями.

При этом первым, а может быть, и основным на начальных этапах становления личности ребенка фактором внешней среды является коллектив врачей и воспитателей дома ребенка, несущий ответственность за будущность ребенка, его духовное и физическое развитие.

Великая заслуга А. Пето в том, что он первым осознал, что у ребенка должно появиться горячее желание выздоровления и мотив к достижению этой цели. Таким мотивом для больного, как и ребенка вообще, может быть только игра. Исключительно важно, что все изложенные нами ниже приемы кондуктивной педагогики основаны, после начального периода овладения элементами упражнений, только на игровых процедурах. Это облегчается еще одним принципом кондуктивной педагогики – принципом коллективности: именно группы из 8-12 детей позволяют использовать любые игровые ситуации и их моделировать по желанию кондуктора. Этому же способствует и принцип «смешанности» форм, тяжести заболевания у детей различных возрастных групп.

Достижения старших лучше любых слов демонстрируют младшим возможности их собственной реабилитации и служат дополнительным стимулом для их работы. Поэтому в процессе восстановительной терапии дети становятся как бы партнерами кондукторов (принцип партнерства)в достижении общей цели. Однако если эта цель достигается игрой, то, как в любой игре, должны быть выигравшие и проигравшие. Выигравшие нуждаются, конечно, в поощрении (это тоже принцип) добрым словом, конфетой или любым другим знаком внимания. Следовательно, для каждого воспитанника дома ребенка (принцип индивидуализации)кондуктор создает не только «дерево цели», но «дерево поощрений», сообразующееся с «деревом возможностей» ребенка. Переход его из группы в группу на деле осуществляет принципы этапности и преемственности в работе кондукторов, однако они не просто сопряжены, но находятся в тесной коррелятивной зависимости от последнего, крайне важного принципа кондуктивной педагогики – принципа семейности. В мировой практике лечения тяжелых инвалидизирующих заболеваний давно изжило себя представление о необходимости многомесячного (если не многолетнего) пребывания больных в лечебных учреждениях. Более того, «длительное пребывание детей с отклонениями в развитии в больнице нанесет им дополнительный ущерб в виде госпитализма». Одной из сторон принципа партнерства, о котором мы говорили выше, является партнерство с персоналом дома ребенка – по крайней мере с одним из воспитателей, который работает с ребенком.

А. Пето предложил в свое время формулировку: чем умнее ребенок, тем лучше результат. В наше время в отечественных условиях мы предлагаем изменить ее: «Чем умнее ребенок и воспитатели…»

Действительно, только тяжелый повседневный труд персонала дома ребенка позволяет достигнуть положительных результатов.

Что же такое, в конечном счете, результат реабилитационного процесса? На этот вопрос А. Пето много лет назад был сформулирован ответ: «Ребенок (за исключением слабовидящих и слабослышащих детей) на своих ногах идет в общую школу». Сегодняшний подход к проблеме реабилитации дает нам новые возможности для конкретизации и детализации этой формулировки. Мы выделяем четыре уровня успешности реабилитационного процесса:

I. Необходимость минимальной помощи в общественных местах и полная самостоятельность в доме ребенка. Интеллект не нарушен.

II. Необходимость определенной помощи в общественных местах в виде дополнительной опоры (костыли, ремни) для преодоления расстояния в 100 и более метров. Для преодоления больших расстояний требуется кресло-каталка. Нарушения интеллекта отмечаются в минимальной и избирательной степени.

III. Помощь персонала дома ребенка необходима для преодоления любого расстояния. Состояние сопровождается, как правило, задержками психического и социального развития той или иной степени.

IV. Результат приводит только к улучшению соматического и интеллектуального состояния детей, облегчая им положение в доме ребенка. Обучение нереально или крайне затруднено.

Для восстановления двигательной активности ребенка необходимо следовать следующим правилам:

1. Упражнение должно быть выполнимо. Как только ребенок понимает, что он не в состоянии справиться с заданием, он теряет к упражнению всякий интерес и вдобавок приобретает уверенность, что оно вовсе невыполнимо. Вот почему для облегчения задачи часто требуется разложить упражнение на элементы и попробовать выполнить их поочередно, облегчив тем самым первоначальную задачу ребенка.

2. Чрезвычайно важно не количество, а правильность выполнения упражнений. Их необходимо проводить на специальных тренажерах и с помощью специальных приспособлений.

3. Упражнение не должно надоедать, поэтому сотрудники дома ребенка, занимающиеся с больными детьми, должны постоянно:

– менять тренажеры, максимально варьируя их использование не только в течение дня, но и еженедельно;

– повторять упражнения с детьми в дневной период;

– менять ритм и режим упражнений;

– включать в тренаж с помощью определенных приемов процессы туалета, одевания-раздевания, еды;

– использовать различные формы тренажа для прогулки. Гуляние ни в коем случае не должно прерывать процесс кондуктивной педагогики;

– целенаправленно развивать мелкую моторику рук и, особенно, челюстно-лицевой области, поскольку эмпирически установлено, что состояние челюстно-лицевого аппарата значительно коррелирует с возможностью тех или иных движений.

Все приемы кондуктивной педагогики призваны обеспечить одновременно с двигательной функцией развитие интеллектуальной сферы:

1. Первыми следует назвать учебно-воспитательные программы дома ребенка, которые должны помочь аномальному ребенку благополучно пережить представление о себе как об индивиде с проблемами обучения и вполне полноценно влиться в контингент общеобразовательной школы.

2. Чрезвычайно важны и интересно построены познавательные программы знакомства с окружающим миром – экскурсии, посещения зрелищных мероприятий, спортивных соревнований и т. д.

3. Весьма эффективны и игровые программы, обеспечивающие развитие памяти, внимания, времени реакции и т. д.

4. К ним тесно примыкают и программы эстетотерапии в самом широком смысле слова (музыка, арт-терапия, визажизм, косметология и т. д.), что в значительной степени определяет возможности решения проблемы гиперкомпенсации больного ребенка, его способности оказаться нужным или даже необходимым не только сверстникам, но и обществу в целом.

5. Трудно переоценить также программы логопедической, дефектологической и психологической помощи аномальным детям, цель которых в максимальной степени способствовать решению всех перечисленных выше проблем.

Кондуктивная терапия в комплексной реабилитации больных детским церебральным параличом

Применение кондуктивной терапии необходимо при различных видах задержки умственного развития, болезни Дауна, последствиях травматических повреждений центральной и периферической нервной системы, многих иных инвалидизирующих заболеваниях. Многое здесь зависит от опыта и инициативы врача и других специалистов дома ребенка.

Противопоказаниями, особенно для проведения групповых занятий кондуктивной терапией, являются:

1. Высокая степень интеллектуальной недостаточности (идиотия, имбецильность).

2. Сопутствующие психические заболевания, сопровождающиеся агрессивностью и непредсказуемым поведением.

3. Декомпенсированная внутричерепная гипертензия с частыми судорожными приступами (до 3 раз в день на фоне противосудорожной терапии).

4. Декомпенсированные состояния сердечно-сосудистой, легочной и других систем.

На практике применяются определенные правила формирования групп:

• в зависимости от формы заболевания (по клинико-функциональному признаку);

• по уровню интеллектуального развития;

• по уровню двигательного развития;

• по возрастному критерию.

Наиболее продуктивно занятия идут в группах, составленных из детей, близких по уровню интеллектуального развития.

В первые дни реабилитационного курса для каждой группы и для каждого конкретного ребенка составляется план занятий, куда входят общие и индивидуальные задачи, которые необходимо решить за время запланированного курса. Этот курс разрабатывается врачом-невропатологом совместно с педагогом, методистом, психологом и логопедом дома ребенка с таким учетом, чтобы двигательная реабилитация в игровых формах сочеталась с элементами психологической и логопедической коррекции. Из общих задач наиболее важными являются:

1) усиление мотиваций к движению и интеллектуальному развитию;

2) выработка самостоятельности, усидчивости, желания достичь поставленной цели;

3) обучение самооценке и самоконтролю;

4) улучшение крупной и мелкой моторики, возможности самообслуживания.

При определении индивидуальных задач для каждого конкретного ребенка учитываются его неврологический, двигательный и психолого-логопедический статус. К этим задачам относится:

1) формирование движений в этапах двигательного развития (тяжелые спастические формы ДЦП);

2) уменьшение влияния ранних тонических рефлексов;

3) подавление гиперкинезов;

4) уменьшение спастичности определенных групп мышц;

5) увеличение объема движений в суставах конечностей;

6) улучшение равновесия, координации движений, ориентирования в пространстве и схеме тела (преимущественно для атонически-астатической и мозжечковой форм ДЦП);

7) улучшение кинематического рисунка шага (практически для всех форм ДЦП);

8) развитие мышления, памяти, внимания, эмоциональной сферы и других сторон интеллектуальной деятельности;

9) ликвидация логопедических проблем. Перечисленные индивидуальные задачи в конечном итоге

не являются самоцелью: их суммация с неизбежностью приводит к улучшению самообслуживания. Улучшение самообслуживания, в свою очередь, является наиболее общим, интегративным отражением состояния двигательной и психической сферы. Важно подчеркнуть, что уровень и качество самообслуживания отражают степень приспособления к окружающей среде, степень самостоятельности и по своему характеру ближе к показателям ограничения жизнедеятельности, что имеет определенное правовое значение.

Ниже предлагается один из вариантов шкалы оценки изменения навыков самообслуживания в процессе реабилитации (табл. 23).

Таблица 23

Лист бытовой адаптации больного

3. Основы кондуктивной педагогики и терапии
3. Основы кондуктивной педагогики и терапии
3. Основы кондуктивной педагогики и терапии
3. Основы кондуктивной педагогики и терапии

Использование этой шкалы позволяет объективировать динамику состояния, в частности двигательную активность, оценить изменение бытовых навыков, т. е. контролировать эффективность реабилитационной программы.

Кондуктивная педагогика не подразумевает индивидуальные занятия в чистом виде, возможен только индивидуальный подход к каждому из участников групповых занятий, так как, помимо общих, у каждого свои задачи и способы их достижения. Роль педагога или методиста при этом – найти способ (от простого к сложному), который поможет конкретному ребенку наиболее активно и правильно выполнить поставленную задачу.

Еще раз подчеркнем, что все занятия проводятся в виде игр или игровых моментов, которые могут быть самыми разнообразными (все зависит от опыта и фантазии педагога или методиста). Они должны соответствовать уровню интеллектуальных и двигательных возможностей детей конкретной группы. Все игры проводятся в первой половине дня.

Варианты игр, используемых на занятиях

Для детей в возрасте до 3 лет

Игра «Маленькие ножки»

Дети сидят на стульчиках (валиках) или на гимнастической скамейке и под слова педагога производят действия:

– маленькие ножки шли по дорожке – «топ-топ-топ» – дети поднимают ноги и поочередно топают (можно положить на пол пищащую резиновую игрушку для нажимания пяткой);

– большие ноги шли по дороге – «топ-топ-топ» – ноги поднимают выше;

– маленькие ножки бежали по дорожке– «топ-топ-топ» – имитация бега;

– большие ноги бежали по дороге – «топ-топ-топ» – продолжают бежать.

Во время игры педагог-методист следит за правильностью позы и постановкой стоп. Эта игра преследует цели: улучшение координации движений, кинематического рисунка шага, увеличение объема движений в суставах ног, больше в голеностопных.

Игра «Птичий двор»

Педагог-методист рассказывает, а дети изображают повадки, голоса птиц, которые живут на птичьем дворе (куры, гуси, утки ит. д.):

– утром птицы проснулись, поздоровались друг с другом (кивают головами) – тренировка мышц шеи;

– похлопали крыльями (руками) – увеличение объема движений в плечевом суставе, тренировка дельтовидной мышцы;

– пошли искать еду (у каждой птицы своя поступь) – коррекция кинематического рисунка шага;

– поклевали зернышки, червячков (руки за спину; «клюют» носами – движения головой вверх-вниз) – укрепление мышц спины и шеи, увеличение объема движений в плечевых суставах;

– попили водички (подняли головы вверх), оглянулись вокруг – нет ли кошки – тренировка мышц шеи;

– вдруг появилась кошка (кто-то из взрослых), и начался переполох на птичьем дворе – все прячутся в свои домики (сесть на свой стул) – ориентировка в пространстве и быстрота реакции.

Подобные игры – «Наседка и цыплята», «Совушка-сова» и др.


Для детей от 3-х до 5 лет

Игра «Каравай»

Все дети стоят с опорой на стопы или на коленях (в зависимости от опороспособности ребенка) по кругу, взявшись за руки. В центре круга «именинник» или игрушка.

Под слова: «Как на чьи-то (имя ребенка) именины испекли мы каравай:

– вот такой вышины – руки вверх;

– вот такой нижины – руки вниз;

– вот такой ужины – руки вперед, и все двигаются к центру круга;

– вот такой ширины – все двигаются назад, разводя руки в стороны и образуя большой круг.

Затем все говорят: «Каравай, каравай, кого хочешь – выбирай». «Именинник», со словами «я люблю, конечно, всех, ну а Саша (Лена и др.) – лучше всех», выбирает нового «именинника». Игра повторяется 2–4 раза. В ней достигаются следующие двигательные цели: увеличение объема движений в суставах, преимущественно в плечевых, тренировка дельтовидных мышц, улучшение координации движений и удержание вертикальной позы.

Каждая игра идет в сопровождении песенки или стихотворения, которые вырабатывают у ребенка чувство ритма, правильное дыхание, а также усиливают мотивацию к движениям.

При распределении ролей следует учитывать неврологический статус ребенка. Так, ребенок с атонически-астатической формой ДЦП может выполнять любую роль, но при этом методист должен следить за правильной позой при ходьбе, неторопливым темпом выполнения действий (правильность кинематического рисунка шага, законченность и точность движений).

Ребенок с гиперкинетической формой также может участвовать в игре в любой роли, а методист должен контролировать четкое и последовательное выполнение движений. Важно, чтобы ребенок не волновался, не спешил (так как при волнении гиперкинезы усиливаются), действовал в размеренном темпе.

Детям со спастической диплегией с гемипаретическими формами предпочтительно подбирать роли, где действия выполняются обязательно обеими руками (крутить руль, нажимать кнопки на пульте и т. п.).

Дети с тяжелой двигательной патологией в виде двойной гемиплегии могут участвовать в играх, выполняя относительно пассивную роль.

Можно устроить соревнования – Кто больше соберет ягод, грибов, Кто лучше изобразит медведя, зайца, лису. Можно спрятать игрушку (мишку, зайца, лису) и выяснить, кто быстрее найдет. Можно поиграть в салочки. Победители награждаются (очень осторожно и тактично).

В хорошую погоду (весной, летом и осенью) возможен «поход» на природу (в ближайший лесопарк) с рюкзаками и разведением мини-костра. В поход идут все дети с разной возможностью передвижения. Они участвуют в устройстве «костра» – собирают хворост, рвут бумагу, зажигают спички. Когда

«костер» загорелся, достают еду из рюкзачков и делают «шашлыки» из хлеба, сосисок, помидоров. Для этого используются заранее ошкуренные ветки. Взрослые «обжаривают» импровизированный шашлык, и начинается обед. После обеда «костер» гасится и проводятся игры с мячом, салочки, прятки, поются песни под гитару. Все вместе возвращаются назад.

В ситуациях, когда ребенок не включается в игру в силу тяжелой двигательной патологии или низкого интеллектуального развития, с ним проводятся индивидуальные занятия.

В этих случаях используются различные игровые моменты, которые помогают формировать правильные двигательные стереотипы.

Вот одно из известных игровых упражнений на большом мяче:

– ребенок лежит на животе, обучающий держит его за ноги и, слегка покачивая вперед-назад, говорит: «Ты у нас сегодня птичка, помаши крылышками, посмотри, какое над тобой солнышко».

Это упражнение помогает уменьшить спастичность мышц, уменьшает влияние ранних тонических рефлексов, укрепляет мышцы спины и шеи, формирует установочный рефлекс на голову, укрепляет мышцы плечевого пояса и увеличивает объем движений в плечевых суставах.

Или игровое упражнение для формирования правильного хвата и увеличения объема движений в плечевых суставах, которое проводится с гимнастической палкой (шестом). При выполнении упражнения ребенок сидит на полу («по-турецки» или вытянув вперед ноги) или на стульчике и держит обеими руками перед собой палку, вертикально стоящую на полу. Обучающий предлагает: «Давай покажем, как обезьянка лезет за бананом на пальму». Руки ребенка вначале внизу, затем он перехватывает ими по очереди палку, передвигаясь вверх. Если ребенок не может сам устойчиво сидеть, мама (кто-то из родителей) поддерживает его, придерживает палку и следит за правильностью хвата.

Для формирования 4-опорной стойки, укрепления мышц шеи и спины используется тема: «Киска проснулась, потянулась, стала на 4 лапки, выгнула спинку, помахала хвостиком».

Игра с мячом: ребенок, сидя на полу с вытянутыми вперед ногами, должен поймать мяч ступнями – это помогает уменьшить спастичность мышц, приводящих бедро, и укрепляет отводящие мышцы.

Игра «в снежки» (снежками могут быть и комочки ваты, скрепленные застывшим клеем из муки или крахмала, и шарики для пинг-понга и пр.) – развивает координацию движений, увеличивает объем движений в суставах рук, улучшает хват. Игра может проводиться в позе сидя и обязательно с участием обеих рук.

Для стимуляции ползания можно использовать «туннель», в который прячется игрушка (или мама).

Для гашения гиперкинезов используются цветные резиновые бинты, которые определенным образом закреплены и играют то роль «гармошки», то «тетивы от лука», то «штанги» и т. д. Упражнения с отягощением помогают ребенку овладеть своим телом.

В арсенале методиста должна быть огромная масса игр и игровых упражнений. Приводим, как примеры, лишь небольшую часть из них.

В тренаж включаются элементы самообслуживания, где любое действие – одевание, раздевание, расстегивание пуговиц или молнии, обувание и т. д. являются элементами реабилитационного процесса, если они выполняются самостоятельно и с желанием. Обучающий должен помочь ребенку выбрать правильную позу или такое положение конечностей, которое даст возможность наиболее правильно выполнить необходимую задачу.

Малыш 2-3-летнего возраста, поступивший в дом ребенка, сразу же включается в реабилитационный процесс. Он должен по возможности самостоятельно или с минимальной помощью разбирать и убирать свою постель, одеваться и раздеваться, овладевать гигиеническими навыками, спускаться и подниматься по лестнице и т. д.

Когда наступает время обеда, дети моют руки, вытираются полотенцем, садятся за столы и, по возможности, самостоятельно (соответственно двигательным способностям) едят, пользуясь ложкой, вилкой, ножом; пьют из кружек с одной или двумя ручками. В это время педагог или методист группы следит за позой, правильностью выполнения движений и установкой стоп (ступня должна полностью опираться на пол: если нет полной опоры, под ноги ставится подставка).

После обеда моется посуда, вытираются столы, в чем также участвуют дети.

Для работы с детьми, страдающими церебральным параличом и другими двигательными нарушениями, А. Пето были разработаны простейшие в изготовлении многофункциональные тренажеры, основными из которых являются топчан из реек («притч») и стульчик со спинкой в виде лесенки.

Ниже приводятся различные упражнения, в том числе с использованием этих приспособлений, направленные на восстановление нарушений различных видов двигательной активности.

Следует помнить, что воспитатели и медицинские работники дома ребенка должны постоянно контролировать позы малыша, поощряя правильные и исправляя порочные установки. Рекомендуемые лечебно-корригирующие установки необходимо поддерживать не только при проведении занятий, но и в повседневной жизнедеятельности: за едой, в игре и пр.

– Если ребенок сидит на чем-либо (на стуле, диване и т. п.), угол между бедром и голенью, т. е. в коленном суставе, должен быть близок к прямому, колени разведены, пятка должна стоять на опоре (на полу или подставке).

– Если ребенок сидит на полу, колени должны быть максимально выпрямлены, а также разведены. Допустимо, но менее желательно сидеть «по-турецки».

– Если ребенок стоит, колени должны быть максимально выпрямлены, пятка – стоять на опоре (на полу или подставке).

Все предлагаемые упражнения должны выполняться медленно и максимально правильно, количество повторов одного упражнения не должно превышать 5–7 раз. После выполнения очередного упражнения необходимо дать ребенку отдохнуть в течение 0,5–1 мин.

Упражнения для укрепления мышц, выпрямляющих туловище, мышц плечевого пояса, мышц, разгибающих бедра (выполняются на «притче» или на полу)

1. Залезание на «притч». И.п. – ребенок сидит на полу или на самой низкой подставке, ноги чуть согнуты, руками держится за рейки кушетки. Ложится животом и грудью на край «притча», руками держится за рейки посередине, ступни свисают. Ребенок, перехватывая руками рейки, продвигается вперед на животе. Выполняется самостоятельно:

– лежа на животе (ступни свисают с края «притча») прямо, руки вытянуты вперед;

– поочередное поднимание прямых рук вверх;

– поднимание обеих рук;

– руки в «замке» на затылке – поднятие палки;

– заведение палки за голову;

– поочередное сгибание ног в коленях;

– сгибание обеих ног в коленях;

– скрещивание ног.

2. Упражнение «Киска».

Ребенок стоит на коленях, опираясь на прямые руки, ступни ног свисают. Опускание и поднимание головы с разгибанием и сгибанием позвоночника в грудном отделе.

3. Упражнение «Ласточка».

Ребенок стоит на «четвереньках», ступни ног свисают, руки прямые. Поочередное поднимание ног.

4. Повороты с живота – на бок – на спину и обратно, по хлопкам взрослого (руки и ноги прямые).

5. И.п. – ребенок лежит на спине, ноги прямые, руки вдоль туловища:

– поочередное поднимание прямых ног на 15–20 см (пока ребенок не удерживает ноги на весу – пользоваться подставкой);

– поочередное отведение прямых ног в сторону на весу;

– сгибание ног в коленях.

6. Поворот таза при удерживании плеч и ног на «притче» (сначала с помощью взрослого).

7. И.п. – лежа на животе, перехватывание поочередно руками перекладины «шведской стенки», дотягиваться таким образом до лежащей наверху игрушки (вставать на ноги не надо).

8. И.п. – лежа на животе. Ребенок свешивает ноги с «притча», удерживаясь самостоятельно за перекладины или с помощью родителей, и поднимает их поочередно или вместе.

9. И.п. – лежа на животе. Ребенок свешивает туловище с «притча», используя помощь инструктора, и поднимает его из полувертикального в горизонтальное положение.

10. И.п. – ребенок лежит на спине: упражнение «Мостик» или «Полумостик» – не отрывая плечевой пояс от опоры.

11. И.п. – ребенок лежит на спине: упражнение «Березка» – ребенок пытается привести ноги и таз в вертикальное положение. Садится с опорой на руки из положения лежа на спине.

Упражнение «Ванька-встанька».

12. И.п. – ребенок сидит с максимально согнутыми коленями и удерживает их руками. Выполняется перекат назад и возвращение в и.п. без помощи рук.

13. И.п. – ребенок сидит с максимально согнутыми коленями и удерживает их руками. Маленькими шагами сначала максимально выпрямляет ноги, затем таким же образом приводит их в и.п.

14. И.п. – ребенок сидит на «притче», опираясь на прямые руки сзади себя. Старается сохранить сидячее положение во время хлопка перед собой.

15. И.п. – ребенок сидит на «притче», опираясь на прямые руки сзади себя: старается сохранить сидячее положение, ловя мяч, который бросает инструктор.

Упражнение «Солнышко встает».

16. И.п. – ребенок сидит на «притче», держась за гимнастический обруч: руки на ширине плеч. Выпрямив руки и удерживая обруч навесу в горизонтальном состоянии, ребенок поднимает обруч в вертикальное состояние посредством тыльного сгибания кистей.

17. И.п. – ребенок сидит на «притче», держа гимнастический обруч горизонтально над головой: наклоны в стороны.

18. И.п. – ребенок сидит на «притче», держа гимнастический обруч вертикально над головой на прямых руках: передача обруча из руки в руку, отведение прямой руки в сторону.

19. И.п. – ребенок сидит на «притче»: удерживая гимнастический обруч руками и пальцами стоп, ребенок старается потянуть носки на себя, помогая обручем.

20. И.п. – ребенок сидит на притче: наклоны вперед и в стороны с прямыми ногами.

21. И.п. – ребенок лежит на спине с согнутыми под прямым углом ногами, опорой на всю стопу: разведение коленей.

22. И.п. – ребенок лежит на спине: стопой одной ноги провести от стопы до колена другой.

Переворот на живот, сползание на пол. Следить, чтобы ребенок не опирался животом на «притч», руки прямые.

Упражнения, развивающие различные мышечные группы ног

И.п. – ребенок лежит на спине: отведение ноги маленькими «приставными» шагами. Это упражнение можно выполнять двумя ногами одновременно – так же шаг за шагом; упражнение направлено на увеличение разведения бедер.

Упражнение «Часики»: сидя на «притче», повороты туловища вокруг своей оси с попеременным переставлением выпрямленных ног; сидя на «притче», повороты туловища вокруг своей оси с попеременным переставлением ног, согнутых в коленях (голеностопные суставы фиксирует сам ребенок).

Далее:

1. И.п. – ребенок лежит на спине: отведение ноги в сторону с одновременным поднятием ее на подставку.

2. И.п. – ребенок лежит на боку: вынос ноги вперед с одновременным поднятием ее на подставку.

3. И.п. – ребенок лежит на боку: вынос ноги назад с одновременным поднятием ее на подставку.

4. И.п. – ребенок лежит на спине: отведение ноги в сторону с одновременным ее поднятием без использования подставки.

5. И.п. – ребенок лежит на спине: пяткой одной ноги медленно провести по передней поверхности голени, от голеностопного сустава до колена.

6. И.п. – ребенок лежит на спине: максимально согнуть оба колена и, опираясь на всю стопу, развести колени.

7. И.п. – ребенок лежит на спине: он должен попытаться потянуть носки на себя.

8. И.п. – ребенок лежит на спине: он должен попытаться развести стопы на максимально возможный угол.

9. И.п. – ребенок лежит на животе: поочередное сгибание ног в коленях.

10. И.п. – ребенок лежит на животе: перекрещивать согнутые в коленях ноги, под прямым углом.

11. И.п. – ребенок лежит на животе: максимально согнув колени и заведя руки за спину, он держится за голеностопные суставы; ребенок, прогнув спину, качается на животе (упражнение «Качалка»).

12. И.п. – ребенок стоит у опоры: приседания, опираясь на всю стопу, разводя колени.

13. И.п. – ребенок стоит у опоры: приседания, опираясь на всю стопу, поочередно он опускается на правое или на левое колено.

14. И.п. – ребенок стоит у стула; ставить колено на сидение стула, другой ногой опираясь на всю стопу.

15. И.п. – ребенок стоит у стула: переносить все тело с одной ноги на другую.

16. И.п. – ребенок стоит у спинки стула: поднимание ноги последовательно на первую, вторую и т. д. ступеньки спинки стула, другой ногой опираясь на всю стопу.

17. И.п. – ребенок сидит на стуле таким образом, чтобы угол между бедром и голенью составлял 90°, опора на всю стопу: упражнение «Мишка-медведь» – ребенок поочередно топает ногами, сохраняя при этом исходную посадку.

18. И.п. – ребенок сидит на стуле и поочередно топает ногами, постепенно разводя колени, сохраняя при этом исходную посадку.

19. И.п. – ребенок сидит на стуле, держа в руках гимнастическую палку. Одновременно поднимая ногу и опуская палку, ребенок старается поставить стопу на палку.

20. И.п. – ребенок сидит на стуле: положить ногу на ногу, принять исходное положение.

21. И.п. – ребенок сидит на стуле: пяткой одной ноги провести от стопы до колена другой.

22. И.п. – ребенок сидит на стуле: стопой одной ноги провести от стопы до колена другой.

23. И.п. – ребенок сидит на стуле: с помощью инструктора он встает со стула, затем садится.

Игровые упражнения

1. И.п. – сидя на «притче», ноги прямые. Хлопки руками через стороны над головой. Маятникообразные горизонтальные движения обеих рук в стороны одновременно (в виде раскачивания).

2. И.п. – ребенок сидит верхом на скамейке, упираясь руками о скамейку впереди себя.

3. И.п. – ребенок сидит верхом на скамейке: подпрыгивания на скамейке (имитация верховой езды). Стопы зафиксированы на полу.

4. И.п. – сидя на «притче», ноги прямые. Перекатывание мяча под коленями поочередно с правой и левой стороны.

5. И.п. – сидя на «притче», ноги прямые. Передавание мяча над головой вперед и назад с открытыми и закрытыми глазами.

Упражнения для дыхательной и артикуляционной мускулатуры

1. Дуть на «султанчик».

2. Задувать одну, две и т. д. поставленные в ряд свечи.

3. Перед зеркалом делать мимические упражнения вместе с инструктором.

4. Надувать мыльные пузыри.

Упражнения для самостоятельной ходьбы

Правильное положение стоя – ноги прямые, руки подняты вверх и чуть назад, позвоночник в положении небольшого неразгибания. Ходьба вперед только в ортопедической обуви.

1. Ходьба ребенка между брусьями по полу и подставкам в виде горки сопровождается хлопками, подбрасыванием мяча. При устойчивой ходьбе отказаться от брусьев.

2. Ходьба боком приставными шагами вдоль бруса (с поддержкой, без нее).

3. Ходьба через перекладины лестницы, лежащей на полу: «кто быстрее завяжет платок на голове» и т. п.

Поются общие песни и организуются танцы, в которых участвуют все – и дети (кто как может), и обслуживающий персонал дома ребенка.

Такой концерт помогает ребенку раскрепоститься и поверить в свои возможности.

Существенное значение имеет то обстоятельство, что подавляющее большинство вышеуказанных приспособлений и изделий имеет невысокую стоимость.

Заканчивая изложенное, необходимо еще раз обозначить наиболее важные правила реабилитации детей, страдающих детским церебральным параличом. Они органически вытекают из методологии кондуктивной педагогики:

1. Постоянные, упорные занятия каждый день – ни одного перерыва! Каждая остановка – это шаг назад, к слабости и беспомощности; каждая уступка собственной лени – это предательство ребенка!

2. Воспитатели и медицинские работники дома ребенка должны быть СОЗНАТЕЛЬНО беспомощны: если приходит мысль о невозможности смотреть на неудачные попытки ребенка что-то сделать и появляется готовность сделать это за него – это жалость не к ребенку, а к самому себе. Если что-то делается за ребенка – это лишение его шанса научиться чему-то новому.

3. Задачи, которые ставят перед ребенком, должны быть ВЫПОЛНИМЫМИ и выполнены.

4. В процессе перехода от решения простых задач (упражнений, игр) к более сложным и сам ребенок, и окружающие его взрослые вынуждены преодолевать трудности, но это преодоление в итоге приносит немало радостных минут и конкретной пользы.

В заключение необходимо подчеркнуть, что кондуктивная педагогика естественно и гармонично сочетается с другими современными реабилитационными технологиями.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить