Хлебные крошки


Поиск по сайту





Нарушения речи

Нарушения речи

Нарушения речи составляют большую группу нервно-психических расстройств, в основе которых лежит изменение нормального темпа, ритма и коммуникативной функции речи, нарушение звукопроизношения, а также недоразвитие и задержка развития речи.

Многообразные расстройства речи воспитанников домов ребенка бывают врожденными и приобретенными.

Врожденные часто обусловливаются глухотой или тугоухостью, парезом или параличом мышц, принимающих участие в голосообразовании. Они могут являться следствием различных поражений определенных участков головного мозга, умственной отсталости, невротических состояний и врожденных психических заболеваний. Невнятная, неразборчивая речь нередко бывает результатом заболеваний или врожденных дефектов языка, мягкого неба, челюстей, гортани.

При нормальном строении речеголосового аппарата ребенок нередко говорит невнятно и неправильно из-за небрежного воспитания речи или подражания окружающим, которые имеют различные пороки произношения.

Приобретенные расстройства речи являются обычно последствием травмы и различных заболеваний.

Здесь необходимо подчеркнуть, что не все дети начинают говорить в 2 года. Мальчики произносят первые слова позже, чем девочки. Однако в 3 года большая часть здоровых детей может неплохо объясняться со сверстниками и взрослыми. Одной из самых распространенных форм нарушения речи являются трудности с произношением звука р. Дети начинают произносить этот звук гораздо позже, чем другие более легкие звуки. Поэтому особых причин для волнений ни в 2, ни в 3 года не должно быть. Но нередко бывает и так: сначала звук р появляется в детской речи, а затем пропадает. Малыш то произносит его, то заменяет на л и т. п. Обычно до 4 лет не надо спешить ставить этот звук, скорее всего он появится сам. Однако воспитатели дома ребенка должны довольно часто показывать ребенку, как надо произносить этот звук. Лучше всего это делать во время различных игр. Для этого вместе с детьми можно «рычать», цокать кончиком языка по верхнему небу, делать различные упражнения языком и т. п. Можно научить ребенка следующим упражнениям:

• «Лопаточка» – широкий язык на нижней губе 10–15 с;

• «Вкусное варенье» – поднимать широкий язык и облизывать верхнюю губу движением сверху вниз;

• «Лошадки» – удерживать широкий язык за верхними зубами. Цокать, прищелкивая языком то быстро, то медленно. Отсутствие звука р может быть обусловлено слабостью выдоха и недостаточной вибрацией языка. Надо делать с ребенком дыхательную гимнастику: дутье на ватку, на бумажные полоски, поддувание различных предметов, надувание шариков, резиновых игрушек и т. д.

Все упражнения следует выполнять ежедневно. Когда малыш научится легко, без напряжения их делать, язык станет более послушным и окрепнут мышцы, можно переходить к постановке звука.

Предложите ребенку поднять широкий язык за верхние зубы и длительно произнести з (ж)или быстро д-д-д. В это время воспитатель ручкой зубной щетки, положенной под язык, производит колебательные движения из стороны в сторону: слышится рокочущий звук. Это же упражнение малыш может выполнять правым указательным пальцем (предварительно вымытым). Когда рука привыкнет и язык не будет соскальзывать с пальца, он сможет самостоятельно вызывать колебания языка. Это упражнение почти все дети выполняют с удовольствием. Со временем ребенку достаточно бывает дотронуться пальцем до языка, чтобы вызвать звук р. Воспитатели должны закрепить правильное произношение звука в слогах, контролируя артикуляцию перед зеркалом: тра-тро-тру-тры, ра-ро-ру-ры, ар-ор-ур-ыр. Этому помогают такие методические приемы: в тетради нарисуйте или наклейте картинки, где звук р встречается в начале слова: рак, рама, руки, рыба; в середине: баран, гора; в конце: шар, сахар, мотор… Составляйте предложения с этими словами. Разучивайте стихи, потешки, скороговорки.

Добившись четкого произнесения звука р перед зеркалом, по подражанию научите ребенка произносить мягкий звук р: ри, ря, ре, рю. Закрепите правильное произношение мягкого звука р в речи по тем же правилам: сначала в слогах, затем в словах, в предложениях.

Основных причин неправильного произношения звука р несколько. Иногда малыш просто копирует речь кого-либо из взрослых или сверстников. Однако в ряде случаев это происходит из-за короткой уздечки под языком или слишком широкого неба, которые не дают языку свободно подняться вверх или широко распластаться для произнесения звука р. Эти сложности могут быть связаны и со сниженным тонусом мышц языка – ребенку просто трудно удерживать язык за верхними зубами. Поэтому он не произносит и другие звуки, в особенности шипящие, и здесь воспитатели могут помочь ребенку.

Попытайтесь вызвать звук по подражанию, показав ребенку перед зеркалом правильную артикуляцию: широкий язык находится за верхними зубами, губы округлены. Если не получится, потренируйте вытягивать губы трубочкой, а языком облизывать верхнюю губу, убирать язык за верхние зубы. При слабом выдохе тренируйте детей с помощью дыхательной гимнастики (надувание шариков, мыльных пузырей и т. п.).

Если малышу трудно удерживать язык за верхними зубами, возьмите чайную ложку и плоской ручкой поднимите язык за зубы, подержите в таком положении и предложите ему произнести с-с-с. Послышится звук ш. Проделайте упражнение с постепенным выниманием ложечки из-под языка.

Как только малыш научится хорошо произносить звук ш, закрепите его в слогах, контролируя артикуляцию перед зеркалом. В тетради нарисуйте или наклейте картинки со звуком ш в начале слова: шар, шапка, шуба, школа; в середине: каша, Маша, машина, мишка, кошка; в конце: душ, мышь, шалаш.

Каждое слово произнесите по 5–6 раз. Придумывайте предложения с этими словами. Например: У Маши шары. У Паши машина. Читайте загадки, стихотворения: шапка и шубка, вот и наш Мишутка; тише, мыши, – кот на крыше. И т. д.

Впоследствии у малыша легко появится по подражанию и звук ж. Последовательность закрепления звука в речи такая же: слоги, слова, предложения.

Значительно реже у детей возникают другие нарушения речи. К числу их относится заикание. В детстве через стадию заикания проходит около 25 % людей, а для 4 % она длится 6 и более месяцев. Заикание или нарушение плавной речи, сопровождающееся повторами или задержкой звуков, может усиливаться или возрастать в разные времена года, суток. Оно зависит от самочувствия и настроения ребенка.

Вообще заикание чаще возникает у мальчиков, чем у девочек, оно развивается преимущественно у жителей городов, у скрытых или переученных левшей, а также у детей, которые рано и быстро начали говорить. Более расположены к заиканию дети, перенесшие родовую травму или довольно тяжелые заболевания в раннем возрасте, сопровождавшиеся длительным повышением температуры.

Лечение заикания, а его нужно начинать как можно раньше, процесс длительный, он требует такта, внимания и заботы о малыше от окружающих его взрослых и сверстников.

Чтобы помочь ребенку, воспитатели должны научиться снимать напряжение малыша.

Ребенка следует чаще просить говорить низким голосом, да и сами взрослые должны стремиться делать это, чтобы дать ему пример для подражания. Необходимо следить за тем, чтобы заикающийся не говорил долго без пауз. Надо останавливать его, иногда заканчивать за него фразу, успокаивать низким голосом.

Есть несколько общих классических рекомендаций, которые персонал дома ребенка должен выполнять:

1. Энергично оздоравливайте ребенка, предупреждайте его утомление и любые перегрузки. Надо организовать удобный и постоянный режим дня. В пищевом рационе малыша должно быть много овощей и фруктов. Ребенка нельзя ни охлаждать, ни перегревать, он должен много времени проводить на свежем воздухе.

2. Исключите все психотравмирующие ситуации, при этом надо избегать проявлений нервозности не только в общении с ребенком, но и среди окружающих его взрослых.

3. Чтобы снять «неожиданное» возбуждение или волнение ребенка, ему кладут руки на плечи и делают несколько успокаивающих поглаживающих движений.

4. Запомните ситуации, в которых малыш напрягается, волнуется, а его речь становится запинающейся, отрывистой (например, визит незнакомых людей, резкие звуки, приближение больших машин и т. п.), и постарайтесь их избегать. Все психотравмирующие факторы надо исключить как минимум на 3–4 месяца.

Помогая ребенку справиться с тем или иным дефектом речи, воспитатели дома ребенка должны хорошо понять и запомнить: при появлении у малыша речевых дефектов необходимо выполнять все медицинские советы и рекомендации. Иногда за этим следует и длительное лечение, которое, как правило, должно сочетаться с систематическими логопедическими занятиями.

Лечение речевых расстройств направлено на оздоровление ребенка и устранение непосредственных причин нарушений речи. Оно носит комплексный характер. Важно не прекращать лечение, постоянно вселять в ребенка уверенность в благополучном исходе.

Еще раз подчеркнем – профилактика расстройств речи обычно сводится к раннему выявлению причин, лежащих в основе этих заболеваний, и правильному речевому воспитанию.

Ребенку необходимо уделять как можно больше внимания: побольше с ним разговаривать, показывать ему яркие картинки, объяснять, что на них нарисовано, чаще задавать вопросы, мягко, но настойчиво добиваться, чтобы он ответил на вопрос взрослого.

Общаясь с малышом, только начинающим говорить, надо стараться избегать длинных фраз, выделять главные слова и произносить их громко и отчетливо. Все свои действия надо как бы пояснять простыми словами. Очень хорошие результаты в речевом развитии ребенка дают такие традиционные «беседы» с младенцем. Взрослый спрашивает: «Чьи это ботинки, игрушки и т. п.?» Или: «Где глазки, носик и т. п.?» Надо обсуждать с детьми все их действия и чувства, говорить о них.

Малыша следует чаще подбадривать, хвалить за каждый успех. Нельзя ни при каких обстоятельствах обижать ребенка, страдающего расстройством речи, а уж тем более называть его глупым, бестолковым и т. п. Несправедливые обиды такие дети переживают крайне тяжело, и очень часто именно они могут явиться причиной неудачных занятий по развитию речи.

Взрослые подчас не подозревают, как тонко улавливает малыш изменения их настроения, конфликтную ситуацию среди сотрудников дома ребенка. В результате дети могут замыкаться, становиться раздражительными, упрямыми, у них могут появиться отставания в развитии, в том числе и речевые нарушения.

Надо чаще возиться с ребенком: прыгать, бегать, делать вместе физические упражнения. Активные движения способствуют развитию у него чувства собственного тела, темпа, ритма, это благоприятно отражается на всем развитии речи.

Воспитатели дома ребенка должны твердо усвоить азбучную истину: малыш будет говорить так, как говорят вокруг него. От взрослых во многом зависит, будет ли он говорить ясно и красиво или примитивно и грубо. Персоналу дома ребенка следует обращать внимание на все формы языкового общения, надо избавиться от мелькающих в речи слов-паразитов, ненужных повторов, незаконченных фраз, грубых словечек и т. п.

На развитие речи необходимо обращать самое пристальное внимание. Если в ней появляются те или иные отклонения, необходимо как можно раньше посоветоваться с логопедом дома ребенка. Возможно, он назначит особые занятия или упражнения.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить